ГДЗ. Русский язык. Ладыженская

ГДЗ  ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5 кл.


§ 20 Имя существительное

Назовите предметы, которые вы видите или видели в классе, в школе, дома, на улице, в поле, в лесу.
Какой частью речи являются слова, которыми вы назвали эти предметы?
К каким из них можно поставить вопросы кто? кого? ит. д., а к каким-что? чего? и т. д.?
Упр. 93. Прочитайте стихотворный отрывок и назовите его автора. Выпишите имена существительные. Определите их род и число.
ГДЗ  Русский язык Ладыженская

Образец. Черномор (м. р., ед. ч.).

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря, 
Все красавцы удалые, 
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор, 
С ними дядька Черномор.

Ответ. А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”.

Свет (м. р., ед. ч.). Диво (ср. р., ед. ч.). Море (ср. р., ед. ч.). Вой (м. р., ед. ч.). Берег (м. р., ед. ч.). Бег (м. р. ед. ч.). Чешуя (ж. р., ед. ч.). Жар (м. р., ед. ч.). Богатыри (м. р., мн. ч.). Красавцы (м. р., мн. ч.). Великаны  (м. р., мн. ч.). Подбор  (м. р., ед. ч.). Черномор (м. р., мн. ч.).

Упр. 94. Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?

Именительный (кто? что?)

Родительный (кого? чего?)

Дательный (кому? чему?)

Винительный (кого? что?)

Творительный (кем? чем?)

Предложный (о ком? о чём?)

 Приведите по 2-3 примера существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

Ответ. Два вопроса к каждому падежу потому, что существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

Кто? – Учитель, богатырь, мальчик.

Что? – Мяч, велосипед, чешуя.

Упр. 95. Спишите, раскрывая скобки. Над выделенными существительными надпишите их падеж и число.

1. Суди (о)людях не по словам, а по д..лам. 2. Не (за)своё дело (не)берись, а (за)своим делом (не)ленись. 3. Почин дороже дела. 4. Устал3, но не (от)дела, а от (б..з)делья. 5. (Не)сп..ши языком, тор..пись делом. 6. Пошло дело на лад, и сам тому рад.

  1. Суди о людях не по словам, а по делам. (Дат. п., мн. ч.).
  2.  Не за своё дело (вин. п., ед. ч.) не берись, а за своим делом (тв. п., ед. ч.) не ленись.
  3. Почин дороже дела (род. п., ед. ч.)
  4. Устал, но не от дела (род. п., ед. ч.) а от безделья
  5. Не спеши языком, торопись делом (тв. п., ед. ч.).
  6. Пошло дело (им. п., ед. ч.) на лад, и сам тому рад.
96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, какие существительные относятся к 1, 2 и 3-му склонению. Приведите примеры.

Ответ.

  • 1 – е склонение: вода, земля, папа, заря.
  • 2 – е склонение: тополь, бетон, животное, молоко.
  • 3 – е склонение: тушь, рожь, ель, дверь, дочь.
Упр. 97. Обозначьте границы предложений, поставив в конце каждого предложения нужный знак. Укажите цифрами склонение имён существительных. На какие две части можно разбить данный текст? О чём говорится в каждой части?

Ответ. 

Дом стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь (3 скл.) нас будил стук (2 скл.) диких яблок (2 скл.), падавших с веток (1 скл.) на его тёсовую крышу (1 скл.). Дом был завален удочками (1 скл.) , дробью (3 скл.) , яблоками и сухими листьями (2 скл.). Мы в нём только ночевали. Все дни (2 скл.), от рассвета (2 скл.)   до темноты
(1 скл.), мы проводили на берегах  (2 скл.) бесчисленных озёр. Там мы ловили рыбу (1 скл.).

(К. Паустовский)

Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3-го склонения.

У существительных не 3-го склонения на конце после шипящих мягкий знак не пишется.

Рожь (3-е скл.). Грач, (не 3-е скл.). (Много) туч (не 3-е скл.).    № 8

Упр. 98.    Выпишите в левый столбик существительные 3-го склонения, а в правый – не 3-го склонения. Поставьте ь там, где он необходим. Составьте предложения с выделенными словами.

Шалаш(?), товарищ^?), (сушка) груш(?), сторож(?), этаж(?), ключ(?), врач(?), вещ(?), (постройка) дач(?), ноч(?), (много) луж(?), плащ(?), лещ(?), молодёж(?), об-руч(?), дрож(?), помощ(?), ёж(?), реч(?), (из-за) туч(?), рож(?), доч(?), (много) задач(?), лож(?), дич(?), полноч(?), богач(?), чертёж(?), малыш(?), кирпич(?), мощ(?), луч(?), глуш(?).

3 – е склонениене 3 – е склонение
Вещь
Ночь
Молодежь
Дрожь
Помощь
Речь
Рожь
Дочь
Ложь
Дичь
Полночь
Мощь
Глушь
Шалаш
Товарищ
Сушка груш
Сторож
Этаж
Ключ
Врач
Постройка дач
Много луж
Плащ
Лещ
Обруч
Еж
Из-за туч
Много задач
Богач
Чертеж
Малыш
Кирпич
Луч

Сам погибай, а товарища выручай. Не та нынче пошла молодежь. Наконец-то я услышал родную речь. В поле колосится рожь. Яркий солнечный луч. Мы забрели в такую глушь.

99.    Рассмотрите таблицу «Окончания -ей -и у существительных в единственном числе». Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Это правило не относится к существительным с окончаниями на -ия, -ив, -ий\

Ответ. У существительных 1 склонения в род. п. пишется окончание – и (- ы). В дат. п., предл. п. – е. 

У существительных второго склонения в предл. п.  пишется в окончании – е.

К существительных третьего склонения в род., дат., предл. п. в окончании пишется – и.

 

100. Выпишите имена существительные с недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых задаётся падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.

Образец. Лежит в плетёной корзин.. – лежит (1-е скл., предл. п.) в корзине.

Ответ.

1. Выйти к лесной опушке – выйти (1 – е скл. дат. п.) к опушке. 2. Расположились на небольшой поляне – расположились (1-е скл., предл. п.) на поляне. 3. Край берёзовой рощи –  край  (1-е скл., род. п.) рощи . 4. Нигде нет настоящей тени – нигде нет  (3-е скл., род. п.) тени. 5. Скрываться в буйной поросли трав – в поросли (1-е скл., предл. п.) трав. 6. Запах горькой полыни – запах  (3-е скл., род. п.) полыни.  7. Играют в пышной зелени  деревьев – играют (3-е скл., предл. п.) в зелени. 8. Купаются в солнечном блеске – купаются  (2-е скл., предл. п.) в блеске . 9. Удивительно радостно на сердце – радостно  (2-е скл., предл. п.) на сердце .

101. Допишите падежные окончания  существительных. Обозначьте их
склонение и падеж. .

Ездили к тётке,  (1-е скл., дат. п.)

К тётке чечётке  (1-е скл., дат. п.)

Сорок четыре

Весёлых чижа:  (2-е скл., им. п.)

Чиж на трамвае,  (2-е скл., предл. п.)

Чиж на машине,  (1-е скл., предл. п.)

Чиж на телеге,   (1-е скл., предл. п.)

Чиж на возу  (2-е скл., предл. п.)

Чиж на оглобле,  (1-е скл., предл. п.)

Чиж на дуге.  (1-е скл., предл. п.)

(С. Маршак и Д. Хармс)