ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5◄
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Обращение произносится с особой – звательной – интонацией.
Упр. 213. Прочитайте отрывок из русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». После обращений делайте паузу ( | ) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?
Лисица от собак бежала, бежала да под пенёк в норку и ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:
— Глазки, глазоньки, | что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, | что вы делали?
— Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
— Ножки, ноженьки, | а вы что делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
— А ты, хвостище, что делал?
— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал. Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.
— Нате, собаки, ешьте мой хвост!
Собаки ухватили лису за хвост и вытащили из норы.
Упр. 214. Прочитайте, найдите обращения. Как они выделяются в устной речи и на письме? Спишите, подчёркивая обращения.
1. Здравствуйте, Иван Фёдорович! 2. Мамочка, доброе утро! 3. Добрый день, тётя Марина! 4. Спасибо, Толя, за марки! 5. Дядя Коля! Спокойной ночи!

Упр. 215. Переставьте обращения в середину или в конец предложений. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения.
Образец Настя, ты почему не была в школе? – Ты почему, Настя, не была в школе? – Ты почему не была в школе, Настя?
1. Мама, разр..ши мне сегодня пойти на книжную выставку. 2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку.
1. Мама, разреши мне сегодня пойти на книжную выставку. – Разреши мне, мама, пойти сегодня на книжную выставку. – Разреши мне сегодня пойти на книжную выставку, мама.
2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. Не забудьте, ребята, подготовиться к олимпиаде по русскому языку. – Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку, ребята.
Упр. 216. Составьте предложения по схемам. (О обозначает обращение.)
1. О,?
2. О!
3. , о, .
4. , о!
- Мальчик, ты меня слышишь?
- Ребята, наши сегодня выиграли!
- Представляете, дети, Земля все таки вертится.
- Будьте бдительны, ребята!
Упр. 217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких – подлежащими?
Уж как я ль мою коровушку люблю.
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя (обращение);
Ешь ты досыта, бурёнушка моя (обращение)!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью:
Чтоб сыта была коровушка (подлежащее) моя,
Чтобы сливочек бурёнушка (подлежащее) дала.
Упр. 218. Придумайте ситуации, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:
- Николай Иванович;
- Николай;
- сынок (сыночек);
- господин Рыбаков;
- коллега;
- молодой человек;
- доктор.
Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.
Николай Иванович, нужно срочно измерить температуру. [0,…]
После работы, Николай, мы можем пойти в кино. [… ,0, …]
Сынок, не забудь купить хлеба! [0,..!]
Вы обязаны это выслушать! Господин Рыбаков. […!0…]
Мне нравится, коллега, ваша точность. […,0,…]
Молодой человек, пожалуйста, уступите мне место. [0,…]
Доктор, как долго мне принимать таблетки?
[0,..?]
Упр. 219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:
- вы хотите узнать дорогу;
- вы просите продавца показать товар;
- вы спрашиваете, который час.
Подскажите, пожалуйста, как пройти к автостанции? Будьте добры, покажите мне эти часы. Извините, не подскажете который час?
Упр. 220. Как по-разному (по фамилии, по имени и отчеству, словом с уменьшительно-ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.
Машенька, давай я подмету пол вместо тебя. Мария Ивановна, завтра начинаем действовать! Поздравляем тебя с юбилеем! Дорогая Маша. Госпожа Иванова, попрошу вас больше не опаздывать! Ты уже взрослая, Маша.
Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну. Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судя только по этим обращениям, об отношении М. Горького к сыну?
Посылаю тебе дружище книгу «Живое слово», в ней собраны лучшие образцы русского языка… Посылаю также марки, а скоро получишь и книги. Много!
Пока до свидания! Обнимаю тебя детишка моя!
В обращениях к сыну (дружище, детишка моя) чувствуется любовь, нежность родителя к ребенку.
О Горьком есть материал на сайте Википедия.
◄ § 41 § 43 ►