Права и свободы человека и гражданина
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄

Вспомним
О каких правах человека и гражданина вы уже знаете? Какие права ребёнка вам известны? Что означает выражение «Права человека закреплены в законе»?
Существуют личные (гражданские) права, экономические, социальные и политические права граждан.
Права ребенка закреплены в Семейном Кодексе РФ.
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками Статья 56. Право ребенка на защиту Статья 57.
Право ребенка выражать свое мнение Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка Статья 60. Имущественные права ребенка Это значит, что права граждан отражены в законе, а значит, должны реализовываться и охраняться государством.
Подумаем
Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?
Свобода не может быть абсолютной, ведь в любом случае, каждый человек ограничен законодательством и рамками совести.
Права нуждаются в защите потому, что зачастую граждане не могут самостоятельно их защитить, и для этого необходима помощь государства.
Государство, а именно правоохранительные органы занимаются охраной и защитой нарушенных прав граждан. Граждане могут обратиться за защитой нарушенных прав в правоохранительные органы и органы правосудия.
Вопросы «?»
Внимательно ознакомься с документом и определи, какие права можно условно отнести к гражданским (личным), политическим, экономическим, социальным и культурным.
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, – личное право
Статья 7. Все люди равны перед законом… – личное право
Статья 10. Каждый… имеет право… чтобы его дело было рассмотрено…
независимым и беспристрастным судом. – личное право
Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь… личное (гражданское) право
Статья 15. Каждый… имеет право на гражданство, – политическое право
Статья 17. Каждый… имеет право владеть имуществом, —экономическое и личное (гражданское) право
Статья 18. Каждый… имеет право на свободу мысли, совести и религии… – личное (гражданское) право
Статья 21. Каждый… имеет право на участие в управлении своей страной… – политическое право
Статья 22. Каждый… имеет право на социальное обеспечение… социальное право
Статья 23. Каждый… имеет право на труд… – Социальное право
Статья 26. Каждый… имеет право на образование… – культурное право
Статья 27. Каждый… имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества… – культурное право
Вопросы «?»
Почему автор считает, что «обязанности человека глубже прав человека»? Как он объясняет свою позицию?
Автор утверждает, что «Права человека предполагают обязанность уважать эти права. В осуществлении прав человека самое важное не собственные правовые притязания, а уважение к правам другого… Обязанности человека глубже прав человека, они и обосновывают права человека.
Право вытекает из обязанности. Если все будут очень сильно сознавать права и очень слабо сознавать обязанности, то права никем не будут уважаться и не будут реализованы…»
У каждого человека есть обязанность уважать права другого и реализовывать свое право только в соответствии с правами других, не нарушая их. Следовательно, поэтому обязанность глубже права.
Проверим себя
1.В чём особенности юридических норм, которые принято называть правами человека?
На данный вопрос можно ответить очень коротко: эти нормы выражают меру свободы человека.
В широком смысле – эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни.
Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни.
Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает и защищает? Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла?
Всеобщая декларация прав человека охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности.
Изучив положения Декларации, можно сделать вывод о том, что у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Центральной мыслью Декларации является жизнь человека, его права и свободы.
Развивая лучшие демократические традиции человечества, Декларация в первых же статьях провозглашает ценность каждой личности и одновременно с этим ценность человеческого братства (см. ст. 1 и 2).
Разным сторонам жизнедеятельности условно выделяют определённые разновидности прав и свобод: гражданские (личные), культурные, политические, социальные, экономические. Иначе говоря, изучая Декларацию, вы можете точно определить, какие у современного человека должны быть возможности в области культуры, политики, экономики и т. д.
Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться, как мы уже отмечали, каждый человек, все народы и все государства.
В Декларации, например, закреплены:
- «Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
- Статья 7. Все люди равны перед законом…
- Статья 10. Каждый… имеет право… чтобы его дело было рассмотрено… независимым и беспристрастным судом.
- Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь…
Какие аргументы вы можете привести, чтобы доказать, что наша Конституция отвечает самым высоким требованиям международных стандартов по правам человека? (Приведи два-три аргумента.)
В соответствии с ч.4 ст 15 Конституцией РФ международные договоры и документы считаются частью Российской правовой системы. Соответственно, Россия, ратифицируя международные документы, принимает международные нормы.
Конституция РФ и остальное законодательство не противоречит международным правовым актам. На граждан РФ распространяется также и международное законодательство. Например, Всеобщая Декларация прав человека.
Какая общая идея объединяет каталог основных обязанностей, закреплённых в нашей Конституции?
Каталог основных обязанностей закреплён в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан. Он включает следующие обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);
- обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);
- платить налоги и сборы (ст. 57);
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- защищать Отечество (ст. 59).
В чём состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закреплённые в главе 2 Конституции РФ?
Юридические гарантии защиты прав человека закрепляются в Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).
Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46—54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймёте главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.
Какой из «механизмов защиты» прав человека считается наиболее массовым и почему?
Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Важнейшей задачей Совета является изучение реального состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.
Главной задачей Правительства РФ является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»).
Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997).
Его главная задача — способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.
И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека — судебная система.
Почему права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?
Дети – менее защищенная категория населения. Им необходима особая защита.
Каждый ребёнок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту».
Это положение вытекает из Декларации прав ребёнка, принятой ООН в 1959 г. С этого времени началась «эпоха прав ребенка».
в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.
Из документа вытекают две главные цели:
- 1) закрепить правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав;
- 2) закрепить обязанности государств-участников.
Какой международный документ открыл «эпоху прав ребёнка»? Почему в поддержку этого документа необходимо было принять ещё один правовой документ и какой?
Декларация прав ребёнка, принятая ООН в 1959 г. С этого времени началась «эпоха прав ребенка».
Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства…».
Однако данная Декларация — это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.
Как наше законодательство обязано было реагировать на принятие Конвенции о правах ребёнка?
Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребёнка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребёнка.
Наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребёнка. В связи с этим в отечественное законодательство (семейное, гражданское, трудовое, уголовное право) вносятся изменения, учитывающие права ребёнка. В частности, в Семейный кодекс РФ включена специальная глава — «Права несовершеннолетних детей»
В классе и дома
1*. Утверждают, что человек ответственный — это и есть человек свободный. Объясни почему.
Дело в том, что каждый человек обязан нести ответственность за свои действия. Только тогда его можно признать, по истине, свободным гражданином. А свободен он будет от общественного порицания и от юридической ответственности.
Ответственность – это главное качество каждого человека.
Я считаю, что только ответственный человек заслуживает реализацию своих прав.
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Декларация базируется на началах нравственности.
Нравственным положением тут является то, что независимо от того, какой человек по характеру, по темпераменту, независимо от его личных качеств, каждый должен поступать в отношении друг друга « в духе братства».
Все люди рождаются свободными и равными не только в правах, но и в обязанностях.
Нравственным также является положение о том, что каждый человек должен поступать по совести в соответствии с разумом.
Это нравственные категории делают Декларацию такой универсальной.
3. Из Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст. 32, ч. 2); -политическое право «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им…» (ст. 35, ч. 2);-экономическое право «Каждый имеет право на отдых…» (ст. 37, ч. 5).-личное право
Опираясь на приведённую в учебнике классификацию, в основе которой лежит свобода как мера прав человека (три группы), укажи, к какой группе относится право, названное в каждой из статей. 4. Найди в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, которые подтверждают её идейную связь со Всеобщей декларацией прав человека.
Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статья 7 1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Урок в 9 классе по обществознанию на тему “Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии”. Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов.
Цель урока: формирование у учащихся научных представлений о правах и свободах человека, о содержании межденародных и рассийских документов о правах человека (все правовые документы не изучить), формирование общественно-правовых компетенций в области прав человека и их защиты.