Правонарушения и юридическая ответственность

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов
§ 10. Правонарушения и юридическая ответственность
§ 10. Правонарушения и юридическая ответственность

Вспомним

Почему важно соблюдать законы?

Законы необходимо соблюдать для тог, чтобы не нарушать права других лиц. Ведь в Конституции сказано, что всем гражданам даруются равные права.

Можно ли считать незнание закона оправданием противоправного действия?

Я считаю, что незнание закона не является оправданием противоправного действия. Закон необходим для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конституции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Подумаем

Существуют ли антиобщественные явления?

Антиобщественные явления, к сожалению, существуют в современном обществе. К ним относятся все явления, которые нарушают законные интересы и права граждан, проживающих в обществе.

В каких случаях бездействие бывает не лучше опасного действия?
Разберем на примерах, в каких случаях бездействие бывает не лучше опасного действия:

Пример 1: Мужчина увидел на улице лежащего на холодном снегу мужчину. Он подумал, что он пьян или не в себе, так как мужчина бормотал что-то невнятное, и прошел мимо. А на самом деле, у мужчины случился инсульт, и его можно было спасти.

Пример 2:Мужчина убил другого мужчину в драке.
Итог один, только в первом случае это говорит еще и об отсутствии человечности. Убийство может быть обусловлено состоянием аффекта, а в первом случае человек действует сознательно.

Далеко ли от проступка до преступления?

Проступок наказывается в соответствии с КоАП, а преступление — влечет за собой более тяжкое последствие и наказывается в соответствии с УК РФ.

Вопросы «?» Какие, на твой взгляд, пути предупреждения преступлений, указанные автором, остаются важными в наши дни?

Я считаю, что самое актуальное для нашего времени, хотя и самое трудное средство предупреждения преступлений заключается в усовершенствовании воспитания.

Дело в том, что преступность нельзя искоренить, но ее можно предупредит способом воспитания поколения, которое по этическим соображениям не сможет совершить преступление.

Если человек воспитан, то он не станет преграждать осуществлению прав других граждан. А уж тем более не станет покушаться на чужую жизнь, совершая преступление.

Вопросы «?»

Используя словарные статьи и другую дополнительную литературу, объясни, как ты понимаешь значение понятий «полномочия», «запретности», «правовая невменяемость». Почему автор считает опасным незнание людьми своих обязанностей, полномочий, запретностей? К чему ведёт незнание права?

Полномочия — ограниченные права и обязанности кого-либо, регламентируемые служебными обязанностями на основании трудовых отношений между работниками той или иной отрасли в любой сфере деятельности.

Запретность — недозволительность, крамольность, недозволенность.

Правовая невменяемость — состояние лица, при котором оно не в состоянии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие психического заболевания или иного болезненного состояния психики.

Невменяемость в уголовном праве является основанием для освобождения лица от уголовной ответственности и применения к нему принудительного лечения.

Незнание опасно потому, что «Незнание… права ведёт неизбежно к произволу сильного и запуганности слабого. Мало того, оно делает невозможною жизнь в праве и по праву. Люди пребывают в состоянии животных или вещей, до которых не доходит голос, взыскующий о том, что «можно», что «должно» и чего «нельзя»…».

Незнание права ведет к тому, что права гражданина и его законные интересы могут быть нарушены в любое время. А гражданин не сможет их защитить из-за того, что просто напросто не знает, как это сделать.

Проверим себя

1. Каковы признаки правонарушения?
  1. Первый признак – противоправность деятельности. Оно имеет двойной смысл: это есть действие, т. е. активное поведение, или бездействие — пассивное поведение, когда обязан был сделать, но не сделал.
  2. Второй признак — причинение вреда.
  3. Третий обязательный признак — наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям. Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.
2. На какие виды принято разделять правонарушения? Охарактеризуйте каждый из этих видов.

Правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок.

Проступок – виновное, общественно опасное, противоправное деяние.

От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности (вредности). Однако следует помнить, что проступок — это тоже посягательство на правопорядок.

Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что государство и закон признаёт преступление опасным видом правонарушения и запрещает под угрозой наиболее сурового уголовного наказания.

3. Каков смысл понятия «юридическая ответственность»?
Понятие «юридическая ответственность» употребляется с двух точек зрения.

Юридическая ответственность — это нравственное качество человека. Она проявляется в глубоком уважении к праву, добровольном соблюдении всех требований закона.

Юридически ответственный человек способен предвидеть все неприятные, а порой и тяжёлые последствия правонарушения.

Юридическая ответственность имеет строго юридический смысл — это применение мер государственного принуждения за совершённое правонарушение.

4. Какие виды юридической ответственности принято выделять?

Существует моральная и юридическая ответственность.

Моральная ответственность — ответственность перед обществом, перед собственной совестью.

Юридическая ответственность — это ответственность перед законом, перед судом. И выражается она в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения, проще говоря, государство его наказывает: штрафует, обязывает возместить причинённый ущерб, лишает свободы и т.д.

В рамках юридической ответственности выделяют несколько видов ответственности.

  1. Административная ответственность определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях. За административные правонарушения предусмотрены различные виды наказаний: предупреждения, штрафы, конфискация, лишение специальных прав и др.
  2. Следующие два вида ответственности, дисциплинарная и материальная, регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарные проступки наказываются не только замечаниями и выговорами. Может последовать и увольнение с работы, и исключение учащегося из учебного заведения и т. д. Материальная ответственность обязывает работника возместить нанесённый им ущерб.
  3. Уголовная ответственность – это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний, таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др.
  4. Гражданская ответственность наступает вследствие гражданских правонарушений и регламентируется Гражданским кодексом РФ. Этот вид ответственности имеет в основном так называемый компенсационный характер — предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав.
5. Какой вид ответственности считается наиболее суровым и почему?

Наиболее суровый, жёсткий и строгий вид ответственности —уголовная ответственность. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний, таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др.

Как наиболее суровый вид ответственности, она осуществляется только в судебном порядке, по приговору суда. Уголовная ответственность регламентируется специальным законом — Уголовным кодексом РФ.

6. Почему юридическая ответственность служит главным определителем, критерием правового поведения гражданина?

Дело в том, что стремление к законному поведению и попытки избежать совершения правонарушений и преступлений — это правовое поведение гражданина.

Юридическая ответственность является санкцией за совершение правонарушений и преступлений, которые характеризуют негативное правовое поведение граждан. Именно страх наступления юридической ответственности влияет на формирование правового поведения граждан.

В классе и дома

1*. Определи, какое из приведённых понятий не является признаком правонарушения:

  • а) опасное поведение;
  • б) опасные мысли;
  • в) нарушение норм права;
  • г) причинение вреда.

Ответ: Б

Остальные признаки подходят под признаки правонарушения. Первый признак — противоправность деятельности. Оно имеет двойной смысл: это есть действие, т. е. активное поведение, или бездействие — пассивное поведение, когда обязан был сделать, но не сделал.

Второй признак – причинение вреда. Третий обязательный признак — наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.

2. Познакомься с различными ситуациями, в которых описаны проступки. Придумай продолжение: опиши (устно) ситуацию, которую можно назвать преступлением.

Например: водитель частенько садился за руль в нетрезвом состоянии (проступок). И однажды сбил пешехода (преступление). (Для выполнения задания прочитай внимательно ст. 20 УК РФ, изложенную в тексте параграфа.)

1) …Часто перебегал улицу на красный свет. Но однажды…
Гриша стал перебегать дорогу на красный свет, а за мной побежал ребенок 5 лет. Водитель сбил его на смерть. Преступление водителя.

2) …Любил досаждать людям телефонными звонками и молчать в трубку или говорить гадости. Но однажды…
Виктор систематически стал названивать одной из девчонок и угрожал, что убьет ее, она эту угрозу воспринимала как реальную (ст. 119 УК РФ)

3) …Любил «пошутить» над малышами: толкал, бил, ставил подножки, а заодно вымогал деньги. Но однажды…
Первоклассник, которому Миша подставил подножку, упал и стукнулся головой об асфальт. Все закончилось летальным исходом.

4) …Любил рисовать на чужих автомобилях. Но однажды…
Петя изрисовал автомобиль, а из подъезда вышел владелец. Он написал заявление в полицию.

5) …Нарушал правила эксплуатации технических приборов, находившихся в лаборатории. Но однажды… Химик разбил колбу и пострадал весь цех.

6) …Был футбольным фанатом, дебоширил на стадионах, участвовал в потасовках. Но однажды… Игорь подрался с другим болельщиком и причинил вред здоровью средней тяжести.

Объясни, почему ты считаешь придуманные тобой продолжения ситуаций преступлением.

Так как, они являются особо опасными для общества и к ним можно применить статьи Уголовного Кодекса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.