Социальная сфера: выводы к главе 3

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 8 кл. Боголюбов
Вопрос 1. Существует точка зрения, согласно которой возрастание социальной мобильности в современном обществе смягчает общественное неравенство. Приведи аргументы, подтверждающие или опровергающие этот тезис.

Социологи выделяют пять основных “лифтов” вертикальной мобильности в обществе: церковь, армия, образование, деньги, связи.

Например, мальчик из обычной семьи поступил в семинарию, окончил ее, затем стал приходским священником, и стал по статусу и материальному благополучию выше своих родителей.

Затем принял монашество и продвинулся по церковной службе до митрополита или патриарха (Гундяев – патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Молодой человек из обычной деревенской семьи призывается в армию. Там остается и дослуживается до сержанта и далее. Многие полководцы были выходцами из крестьянских семей – Тухачевский, Жуков, Устинов и др.

Выпускник школы поступает в ВУЗ, заканчивает его и устраивается на престижную на высокооплачиваемую работу.

Вопрос 2. На каких принципах должны быть основаны межнациональные отношения в современном обществе?
  • 1. Принцип равенства всех наций.
  • 2. Принцип демократии и верховенства права и закона.
  • 3. Принцип толерантности – терпимости к национальным особенностям.
  • 4. Принцип геополитической стабильности и учета межнационального развития.
Вопрос 3. Покажи взаимосвязь таких понятий, как «социальная норма», «отклоняющееся поведение». Раскрой эту взаимосвязь на конкретном примере.

Нормы – это правила поведения принятые обществом, а отклоняющееся поведение – это нарушение определённых норм.

Например, существует такая социальная правовая норма – не укради. Человек совершает кражи, тем самым демонстрирует отклоняющееся от нормы девиантное поведение.

Таких людей обычно садят в тюрьму или высылают в Лондон, как Бориса Абрамовича Березовского (материал выделенный цветом просто ирония редактора, это не обязательно для препода).

Вопрос 4. Сравнивая на уроке социальную структуру советского общества 60—70-х гг. XX в. и современного российского общества, ученики обратили внимание на сокращение численности рабочего класса и крестьянства. Выскажи своё мнение: связано ли это с развитием постиндустриального общества в нашей стране? Обоснуй свой ответ.

Скорее всего да, потому что, становиться больше техники, автоматов и роботов и поэтому рабочий класс становиться менее востребованным.

Да и заводы позакрывали, зачем производить в собственной стране, когда все можно купить в Китае.

Вопрос 5. В традиционном обществе подавляющее большинство трудоспособного населения работало на земле. Сегодня в индустриально развитых странах только 2—5% людей занято в сельском хозяйстве. Что в данном случае стало основным источником изменений в государстве? Найди и выпиши из текста учебника предложение, которое помогает ответить на этот вопрос.

Научно-техническая революция привела к смене приоритетов в экономике государства. Основное место в хозяйстве индустриального государства стала занимать промышленность (индустрия).

Вопрос 6. Изучая данную главу, ты узнал, что учёные выделяют два подхода к определению понятия «нация» и соответственно различают нацию-государство и нацию-этнос. Какие из перечисленных ниже понятий в большей мере характеризуют каждый из этих подходов?

Нация-государство: Правовой статус личности, гражданство.

Нация-этнос: национальность, культурные традиции, общие предки.

Вопрос 7. Вдумайся в характеристику патриотизма и национализма, которую дал академик Д. С. Лихачёв: «Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей…

Национализм — это проявление слабости нации, а не её силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии.

Но великий народ, народ со своей большой культурой, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому народу сохранять себя, свой язык, свою культуру…

Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.

Патриотизм — это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели.

Национализм же — самое тяжёлое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живёт во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране.

А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов».

Что имел в виду Д. С. Лихачёв, говоря: «Зло маскируется под добро»? Почему и как это происходит? Как отличить подлинный патриотизм от национализма? Приведи примеры проявления того и другого в современном обществе.

Национализм – это выродившийся патриотизм. Патриотизм – любовь к своему народу, к Отечеству не предполагает ущемления других народов.

Национализм, напротив, предполагает возвышение своего народа за счет принижения других народов. Например, Гитлер с учением об арийской расе развязал Вторую мировую войну.

Или США – “империя добра” провозгласили себя избранными и убивают мирных жителей (Сирия, Ливия, Ирак, Афганистан, Сербия 1999, Вьетнам 1963-1969, Хиросима и Нагасаки 1945 и многие другие случаи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.